Какие обязанности на аутсорсинге у бухгалтера, как работает схема данного сотрудничества и насколько она выгодна для предприятия, ответственность, конфиденциальность, эффективность – эти и другие вопросы встают перед руководителем, когда он размышляет над вариантами штатного найма или заключения договора аутсорса. Целесообразно делать это сразу после регистрации предприятия или смены главбуха.
Чтобы прийти к правильному решению, стоит в первую очередь оценить планируемый объем деятельности. Если небольшая фирма или предпринимательство – не сомневайтесь и сразу отдавайте предпочтение аутсорсингу. Для среднего и крупного бизнеса допустимы различные виды партнерства – разовые консультации по актуальным вопросам, ведение отдельных направлений, восстановление учета, полное сопровождение. Здесь мы рассмотрим плюсы и минусы бухгалтерского аутсорсинга и официального оформления бухгалтера в штат.
Если вы ИП на «упрощенке» с налогообложением исключительно доходов, без наемных работников и с небольшим оборотом, то смысла содержать штатного бухгалтера нет – можно обойтись и собственными силами (для этого есть форумы, онлайн-сервисы). Не хотите вникать и разбираться? Воспользуйтесь разовыми услугами сторонней организации. Её представитель составит отчетность, подаст её в контролирующие органы в электронном варианте, проконсультирует насчет сроков и сумм налогов и других обязательных платежей.
Если рассчитываете на большие обороты, планируете получать высокую прибыль, создавать филиалы, нанимать сотрудников, оформлять лицензии, то непременно столкнетесь с необходимостью изучения тонкостей трудового, налогового, бухгалтерского законодательства, ведением документооборота, заполнением учетных регистров, составлением отчетности. Поручить это можно как отделу бухгалтерии, так и специализированной службе, оказывающей услуги бухгалтерского сопровождения.
Основная трудность в поиске бухгалтера, которого вы захотите официально оформить на предприятие – это собственно поиск. Причина в том, что специалистов на рынке труда много, но кому из них доверить святая святых – финансы – вопрос сложный и хлопотный. Нужно учесть множество нюансов:
Помимо перечисленных критериев также следует учитывать способность будущего сотрудника при необходимости работать в условиях цейтнота, уметь ладить с людьми (коллегами, проверяющими из фискальных органов, аудиторами), аккуратно относиться к документам и знать правила их заполнения. Сможете ли вы всё предусмотреть при собеседовании? Сомнительно. А значит, гарантировать результат ведения учета без штрафов, пеней, неустоек сложно.
Самостоятельно это делать не надо – главное, обратиться в аутсорсинговую фирму. Её отличие и преимущество в сосредоточии профессионалов, имеющих квалификацию в широком диапазоне отраслей. Поэтому вашим предприятием – в целом или отдельно взятыми вопросами – займется профильный бухгалтер. Но тут тоже есть своя специфика.
На что же следует обратить внимание при поиске компании? Рекомендации, длительность нахождения на рынке, технологичность, финансовая ответственность, стоимость сопровождения. Стоит рассматривать фирму в качестве партнера, если она соответствует перечисленным критериям.
Есть и тревожные сигналы: косноязычное общение (кто ясно мыслит – ясно излагает), поверхностный интерес к задачам, желание поскорее перейти к подписанию договора, но сам договор шаблонный, стоимость называется сразу, без уточнения нюансов и сопутствующих вопросов. Здесь единственный совет: пора искать другую компанию.
В обязанности главного бухгалтера на аутсорсинге входит контроль за всеми направлениями учета и сведение их в единую финансовую отчетность (налоговую, бухгалтерскую, статистическую). Поэтому по договору он отвечает за каждый участок работы. С него также можно взыскать неустойку, чего не сделаешь с рядовым сотрудником бухгалтерии. И это несомненный плюс. Также меру ответственности можно оформить отдельным пунктом в договоре, выделив неразглашение информации. Как правило, компании подходят к этому серьёзно и в ряде случаев прибегают к страхованию своей ответственности. Однако не стоит забывать, что согласно законодательства за ведение учета также отвечает первое лицо предприятия – директор.
Как правило, первичные документы, налоговую и бухгалтерскую отчетность имеет право подписывать по доверенности руководитель бухгалтерской фирмы. Таким образом он подтверждает полноту и достоверность отраженных в ней сведений. Данный аспект оговаривается в договоре. Обычно оформляют электронно-цифровую подпись и все манипуляции производят удаленно. Учетную политику подписывает директор предприятия.
Помните: вы всегда можете выбрать один или несколько вариантов сотрудничества, которые будут устраивать вас организационно и финансово. Аутсорсинг – это дешевле. Но не дёшево. Стоимость услуг – не константа, она зависит от объема работы и оговаривается в индивидуальном порядке. Перед заключением договора обратите внимание, что входит в стоимость обслуживания, а что требует дополнительной оплаты, так как первичный чек может оказаться заниженным с целью привлечения клиента.
Почему всё больше бизнесменов и предпринимателей делают выбор в пользу аутсорсинга? Эффективность такого вида сотрудничества уже подтверждается статистикой и передается «из уст в уста». Те, кто попробовал партнерство в режиме бухгалтерского аутсорса, оценили его за удобство, минимизацию расходной части и действительно высокий профессионализм.